Просим извинить, эта реклама – не наша
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 19.08.06 22:42. Заголовок: Религия в школе


Что сначала должно вводится в школах: "История религии" или "Основы Православия"?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 101 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]


Собеседник


ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.06 15:15. Заголовок: Re:


АН пишет:

 цитата:
Думаю, что более церковный подход - не навязывать эти уроки тем, кто этого не желает, а свидетельствовать о Христе просто своей жизнью.

Согласен с Никитой в том, что главный вопрос упирается не в инославных (если захотят, откажутся от ОПК), а в русских детей, которых в стране подавляющее большинство. И ОПК надо вводить в школьную сетку. К сожалению, наших детей воспитывает большей частью школа, родительское участие на втором только месте. Вот сейчас я на работе, а сын в школе, вернется - пойдет в гости к другу-однокласснику, чем они там занимаются, мне неведомо... Сына вижу только несколько часов после работы. Почти вся его сознательная жизнь, все главные интересы связаны со школой, как у нас с работой. То есть все формируется в школе. Кружки, о кторых пишет Рада, воскресные занятия при храме, факультативы - все это уступает перед общеобразовательной Школой. И я бы хотел, чтобы мой сын получил там знание о Православии, которое исповедовали все его предки. Почему министр Фурсенко нам это запрещает?

 цитата:
А если вдруг хватит сил любить не только братьев по вере - христиан, но еще и мусульман (которые, кстати, верят в Того же Единого Бога, что и мы), то вот это да, это будет настоящая миссия среди неверующих.

В Кондопоге русский предложил чеченцу "выйти один на один", чтобы избежать массовой драки. Чеченец не ответил, молча всадил ему нож, да с такой силой, что лезвие вышло со спины. Как свидетельствовал потом работник морга (его слова официально подтверждены), чеченцы, которые с криком "Аллах акбар" набросились на русских, еще у живых отрезали уши, ребят хоронили без ушей. Это я не к тому, что мумульман трудно "полюбить", а к тому, что они вас просто не поймут. Вы мыслите как христианка и думаете, что мусульмане оценят то, что цените Вы. Нет, этика, мораль у нас разная.

Мне кажется, относительно ОПК вообще не следует говорить о "миссии среди неверующих". В Белгородской области, где уже лавно ОПК преподают, заметно уменьшилась преступность среди подростков, в школах стали лучше себя вести - вот "миссия". Дети узнали ту историю России, какой ее знали до революции наши предки - вот "миссия". Министр культуры Соколов высказался за ОПК - при условии, чтобы учебники были на уровне и рассказывали действительно о КУЛЬТУРЕ. И если спорить, так о том, насколько ОПК отвечает своему предназначению. Уровень "культурности" ОПК должен быть такой, чтобы перед этой культурой снимали шапку все - и мусульмане, и протестанты - как снимают шапку перед Пушкиным. Вот тогда не будет почвы для обвинений с их стороны.

Кстати, пока мы тут жалеем наших иноверных, Турция снова (это уж какой раз по счету?) объявила нам "войну". Зашел я на сайт образования в Белгородской области - а там полумесяц со звездочкой и музычка играет, подпись: "Мы вас кокнули. Хакеры из Турции". Что же мы, уже не хозяева в своей стране? Почему во времена Нахимова и Ушакова Российская Империя очень мирно жила со своими мусульманами, хотя в российских областях всюду преподавался Закон Божий? Почему тогда Турцию не боялись и дорожили своей свободой?

Поймите, что с точки зрения мусульман мы для себя делаем правильно, вводя ОПК в русских областях, но это не выгодно для них, поэтому и критикуют. И будут критиковать - до тех пор, пока не увидят, что помешать уже нельзя, поскольку все православные (большинство) выступили консолидировано. Что ж, так угодно Аллаху... неверные пока что остались неверными, но еще взойдет наша звезда. А пока мы будем спорить между собой ине будет единства - то будут и крики, и "скандалы", и пикеты, и что угодно. Надо к этому относиться со спокойным пониманием.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.06 23:46. Заголовок: Re:


Михаил, Вы меня окончательно убедили. Если уровень преступности снижается - пусть ОПК повсеместно будет обязательным предметом :) И никаких споров!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Собеседница


ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.06 11:01. Заголовок: Re:


Спор, думаю, продолжим:))) Пока жду каких-либо результатов в школе старшего ребёнка...Знаю, что там этим занимается выпускница Богословского института, моя давняя знакомая, верующая, но, к сожалению, у неё не сложилась в школе её основная дисциплина, поэтому она поменяла уже много школ, и теперь она, вероятно, будет в нашей школе вести ОПК. Дай-то Бог, чтобы с ОПК у неё получилось лучше, тем более в нашем продвинутом матклассе.

Пока администрация только собрала анкеты у старшеклассников с двумя вопросами: к какому вероисповеданию относится сам ребёнок и его семья...Посмотрим, что будет дальше, в классе есть дети мусульмане и католики, которые посещают свои храмы, мой сын также не скрывает, что служит в православном храме алтарником, но это не мешает им всем дружить, не задавая вопросов о чужой вере.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Собеседник


ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.06 13:36. Заголовок: Re:


Вот она - жизнь... Посмотрим.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.06 20:40. Заголовок: Re:


Здравствуйте! Сегодня прочитала новый номер газеты "Вера" №524, 18 выпуск. Слежу за событиями вокруг ОПК. Я преподаю в средних и старших классах, много общаюсь с детьми этого возраста. Если честно, в моем понимании те учителя, которые пойдут (или уже пошли) преподавать ОПК в средние общеобразавательные школы - это герои. Говорить о вере сегодня в школах - это подвиг, это очень высокая ответственность за свои слова, дела, высокие требования к ЛИЧНОСТИ учителя. Фальшь дети чувствуют сразу,особенно если с ними говорить о вере, Боге - знаю на собственном опыте. Как вы считаете, достаточно ли только закончить курсы катехизаторов, чтобы преподавать детям основы православной культуры? Как быть с воцерковлением? Я ни в коем случае не против ОПК в школе, но переживаю за уровень подготовки учителей, особенно в маленьких городках, где я живу. В нашем городе всего два храма, прихожане знают друг друга в лицо. И среди них очень мало учителей.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Собеседник


ссылка на сообщение  Отправлено: 19.10.06 14:18. Заголовок: Re:


Опасения Ваши справедливы. Выше мы дискутировали с АН на эту тему. Моя личная точка зрения: в школе нельзя "научить вере", каким бы воцерковленым учитель ни был. Но почему-то все, кгда речь заходит об ОПК, именно это имеют в виду - и стороннники, и противники этого предмета. Разумеется, тогда (если будем "учить вере") требования к учителям резко вырастут, нужно будет что-то решать со школьниками из иноверных семей и т.д. Считаю, что на этих уроках надо прививать детям то, что и значится в названии предмета - т.е. Православную Культуру. А через нее, придя в церковь, ребенок постигнет и веру.

Конечно, и в этом случае учитель должен быть ЛИЧНОСТЬЮ. Православную Культуру потребуется преподать так, чтобы даже мусульмане, католики и др. сняли перед ней шляпу, как снимают перед Пушкиным и Достоевским. Но пасовать-то нам не стоит, сам предмет очень благодатный: красота храмов, фресок, икон, удивительные сюжеты из житий святых, новый - духовный - взгляд на историю России, когда святость боролось с грехом... Уже сам предмет должен мобилизовать учителя. Главное, чтобы он искренне, не формально воспринимал то, что предстоит сказать детям. Или этого недостаточно? Что думаете об этом Вы как профессиональный учитель?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 20.10.06 12:32. Заголовок: Re:


Согласна с вами, искренно прививать детям понятия о красоте древнерусских храмов, фресок, икон, житиях святых, православной культуре в целом - все это замечательно. Я не первый год преподаю детям "историю искусства". Вот как раз сегодня, когда говорили об эпохе Возрождения в Италии, ненавязчиво вкладывала детям в головы мысль, насколько итальянцы в своем искусстве "принизили" образ Девы Марии. Многие художники, и Рафаэль в том числе, писали Мадонн с привлекательных женщин, жен и возлюбленных - это факт. Проводила параллель с нашими иконописцами, которые относились к написанию образа Богородицы с величайшим благоговением, осторожностью, в соответствии с иконописными канонами… Действую по принципу "говоря не говорю", даю детям пищу для размышлений, а уж они сами делают для себя выводы. Почему пишу все это? Просто такой принцип работы, когда используется возможность поговорить с детьми о высоком, о Боге, как мне кажется, можно, ведя ПОЧТИ ЛЮБОЙ школьный предмет, не только ОПК. Все зависит от учителя, от его тонкого подхода.И еще. Как учитель я вам могу сказать, что сегодня донести до невоцерковленных и даже воцерковленных детей (есть опыт преподавания в Воскресной школе) понятия о красоте фресок и икон в византийском стиле, храмов... очень трудно! Не каждому взрослому дано постичь это! ))Учителю нужно приложить много труда, чтобы почувствовать в детях при изучении церковного искусства эмоциональный отклик... детям гораздо интереснее разглядывать картины, сделанные западными художниками по заказу католической церкви. Преподавателю нужна вера, знания, живой опыт… терпение… Одной искренности сеять "…доброе, вечное" недостаточно. Где-то мне недавно попалась на глаза статья, в которой рассказывалось о том, что в одной из школ, преподавая, кажется, ОПК юношам-подросткам задали… расписывать пасхальные яйца - вот такие моменты меня удручают своей нелепостью. Правда, кто-то со мной может не согласиться…

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Собеседница


ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.06 12:12. Заголовок: Re:


Виринея пишет:

 цитата:
Просто такой принцип работы, когда используется возможность поговорить с детьми о высоком, о Боге, как мне кажется, можно, ведя ПОЧТИ ЛЮБОЙ школьный предмет, не только ОПК. Все зависит от учителя, от его тонкого подхода.



Да! Да! Виренея совершенно права. Конечно, показать православную культуру нужно детям, но для этого не надо считать выходом то, что делают сейчас : выделенным уроком в выделенное время в расписании...Если есть талантливый учитель, могущий так преподавать, то слава Богу, но ведь это такая редкость сейчас в нашей школе, поэтому, может быть, нам сейчас не стоит искать врагом среди министров, а серьёзно заняться тем, чтобы прививать нашу православную культуру детям на других уроках, кружках, секциях. И обязательно в семье! Потому что сейчас, на мой взгляд, как раз очень опасно ввести везде такой курс и успокоиться, что якобы дети пристроены...
сделали всё, что смогли.
Недавно мой старший сын с некоторым недоумением рассказал, что новая учительница истории на своём уроке говорила гадости о царе Николае и его семье...Тут же я начала сыпать ему исторические факты, но сынуля меня остановил, так как многое уже знает, а его более интересовал вопрос: как сейчас относиться к самой учительнице...Пришлось признаться ему, что с учительницей истории нам не повезло - надо будет думать самому на её уроках. Был ещё случай в младшем возрасте, когда ребёнок на православной культуре в художественной школе рисовал ангела, а на следующем уроке - скульптуре - лепил пегаса.Так и и прибыл домой - в одной руке ангел, в другой - пегас.

Знаете, сейчас курс ОПК в нашей школе мне напоминает киоски. Отвожу глаза со стыдом, встречаясь с глазами Христа и Богородицы, которые смотрят на меня из-за стекла этих киосков с календарей рядом с голыми девицами, кошечками и собачками...



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Собеседник


ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.06 14:08. Заголовок: Re:


Рада 1 пишет:

 цитата:
Если есть талантливый учитель, могущий так преподавать, то слава Богу, но ведь это такая редкость сейчас в нашей школе, поэтому, может быть, нам сейчас не стоит искать врагом среди министров, а серьёзно заняться тем, чтобы прививать нашу православную культуру детям на других уроках, кружках, секциях

Ну а кто всем этим займется, если сами же говорите, что талантливый учитель - такая редкость? Больше скажу: таких талантливых мам, у которых дети знают про Государя, тоже крайне мало. Каков же выход? А как раз такой - "бороться с министром", то есть вводить в школах ОПК, где не очень талантливые учителя будут читать детям хороший, четко выверенный курс по православной культуре и истории. Из которого дети (все дети, а не только в избранных православных семьях!) узнают, что Царь не был "кровавым", что он добился канонизации Батюшки Серафима и т.д. А где они еще узнают, как не в ШКОЛЕ? На "кружки и секции" надежды нет, это все не серьезно - только для избранных.

Учителя могут быть посредственными, но, повторяю, методический материал должен быть богатым и четко выверенным, чтобы "из киоска не выглядывали лики Христа и Богородицы". Это должна быть культура, а не богословие, и чтобы не сыпались бисера...

Понимаете, Рада, у нас с Вами дети пристроены - они под нашим присмотром. И потому мы вольны смотреть на все происходящее в общеобразовательной школе свысока. И созерцать свои тонкие религиозно-эстетические чувствования: фу, как нехорошо, когда рядом с кошечками поставлена икона. И как неуместно, когда после биологии школьникам будут говорить о Христе. Да, нехорошо, да, неуместно. Так пускай рядом с кошечкой поставят не икону, а батальную картинку Куликовской битвы с ангелами на небе - "кошечки" переживут. И после биологии говорят не о Христе, а о том, как люди жили, сверяя себя с Христом. Не нужно ОПК превращать в богословие, в икону - вот о чем я толкую-то.

Давайте думать не только о своих детях. Никогда не будет у большинства "чужих" (не наших) детей ни православных "кружков", ни талантливых учителей, ни просвещенных в православной истории родителей. А будет школа с нынешним ее цинизмом, когда детей не воспитывают, а просто "дают" знания. И, думаю, не стоит преувеличивать возможность воспитания на примере далеких от православия предметов. На уроке химии об иконописи не поговоришь. А "историю искусств" далеко не везде преподают - в общеобразовательной школе, где учится мой сын, чего-то такого предмета я не видел.

Вы сами же пишите, Рада, что в школах наших детей учат учителя, которые "говорят гадости о царе Николае". И что же - так всё оставим? Или все же надо вводить предмет (в школе, повторяю, в школе, а не в "кружках"), из которого наш обычный российский ученик узнал бы правду?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Собеседница


ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.06 16:42. Заголовок: Re:


Предлагаю, конкретизировать то, на чём мы с вами, Михаил, сходимся и расходимся, а то боюсь, улечу в эмоции и образы!
Сходимся:
1 Школа нынче винегрет из разных знаний и мнений разных учителей и учеников.
2.Хорошего учителя-профессионала православного вероисповедания, увы, найти сложно.
3. Несмотря на пп.1-2, надо идти к "чужим" детям и говорить с ними о православии.

С чем НЕ сходимся:
Ваше:
1. Урок в школе ОПК - это единственный путь рассказать правду неправославным детям. Только таким серьёзным урочным способом можно чужим детям привить интерес к православной культуре.
2. Дидактический материал при сером педагоге - может сделать чудо и заставит ребёнка слушать и, главное, понимать многовековую чужую для него культуру, забыв о том, что делается в неверующей семье школьника или говорилось на предыдущем уроке нашей историчкой.
3. Фурсенко - враг, потому что не хочет открыть такой лёгкий путь прийти в школу целой православной культуре.

Согласны, Михаил?



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.06 20:56. Заголовок: Re:


На днях мне на глаза попалась книга дьякона А.Кураева "Основы православной культуры (очень личные размышления)". И в ней я нашла четко сформулированные мысли на данную тему, с которыми во многом согласна. Кто-то может не согласиться, но все же прислушаться стоит, человек знает, о чем говорит.
"… если цель определена (имеется в виду ввод ОПК) - можно мостить к ней дорогу. И тут прежде всего надо признать: дорогу надо именно мостить. Ее еще нет (книга вышла в 2003 году). Еще нет приемлемых учебников "основ православной культуры". Еще нет преподавателей этого предмета. Еще не преодолена инерция советской школы с ее идеологической назидательностью и навязчивостью. … И менее всего мне хотелось бы, чтобы к детям православие пришло с такой интонацией. … При неумелом обращении с Православием "срезаются" обертоны и остается какая-то неинтересная, безжизненная императивная прямолинейность. …Больно бывает слышать и великую музыку, исковерканную неумелым исполнителем… Вот так же мне бывает больно, когда мое любимое православие превращают в идеологический шум. Или в "учебный материал", который можно выучить и забыть после экзамена. Оттого я умом за преподавание ОПК, а сердце все-таки опасается…Вывод? - Надо бы отказаться от всякой "штурмовщины", не бросать лозунгов "Православие - в массы". Учесть опыт неудач - как своих предреволюционных, так и неудач советских идеологов. Продумать взаимодействие между этой программой и остальными школьными курсами. Организовать экспериментальные "площадки". Набросать пробные учебники. Заказать написание новых учебников. Отобрать лучшее. Проверить его. Исправить. Дополнить. Сократить. Ввести этот предмет в пед. университетах. И потом, когда будут и учителя, и учебники, приближаться к детям. А пока надо просто не мешать работать с детьми тем православным педагогам (и священникам), у которых это получается…"
Обращаю ваше внимание, что книга вышла в 2003 году, за прошедшие три года указанная работа в полном объеме совершиться не могла! Поэтому мои ранние высказывания могут уложиться в мысль А.Кураева "… умом я за преподавание ОПК, а сердце все-таки опасается…"


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.06 21:48. Заголовок: Re:


Знаете, Михаил, читая ваши отзывы у меня складывается о вас свое впечатление: человек, который понимает красоту житий, почитает батюшку Серафима… полон энергии и решимости с помощью "посредственных" (ваше слово) учителей донести до детей любыми способами Православную культуру. А у меня перед глазами каждый день - реальные современные дети, которым далеко до восторгов по поводу канонизации св. Серафима Саровского и которые, глядя на иконы, не видят их. Вы горячо отстаиваете сегодня введение ОПК в учебный процесс, с такой горячностью бы - на уроки к подросткам. К сожалению, людям, у которых школа осталась далеко в прошлом не понять до конца те процессы, которые происходят внутри современной школы. Для этого надо приходить в нее каждый день. "Семь раз отмерь - один отрежь". Если бы вас услышал мой бывший уважаемый и заслуженный университетский преподаватель, а именно вашу мысль про посредственных учителей, которым надо вручить детей, то он бы просто покачал головой. И еще, может это будет немножко не в тему, но все же. Я живу в закрытом военным северном городке за полярным кругом. Около четырнадцати лет назад в школах решили факультативно ввести курс МХК - мировой художественной культуры. Позже в нашем пед. вузе ввели специальность "преподаватель МХК", которая на сегодня тихо и незаметно переродилась в "культуролог". Учителя музыки искренно и дружно ринулись заканчивать курсы, чтобы иметь дополнительные часы (читай - деньги). Я тогда еще студенткой была и скупала программы МХК. Читая их, у меня мурашки по коже бегали. Нет, там не было ничего ужасного. Просто у меня никак не укладывалось в голове, как можно преподавать детям театр+изобразит.иск.+музыка+литература+философия в "одном флаконе"., а объем всего "мирового", надо сказать, немаленький. Итог: недавно читаю в местной газете, что в нашем городе прозябают 6 дипломированных культурологов, которым некуда устроится на работу, так как в школе предмета МХК больше нет. Почему у нас "прикрыли" предмет - не знаю, но в свое время шумиха вокруг него была хорошая. Просто так, для размышления. Завтра узнаю, ввели ли в нашем пед. вузе специальность "преподаватель ОПК". Он у нас один на всю область…

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Собеседник


ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.06 13:07. Заголовок: Ответ Виринее


Ну, устами о.Андрея Кураева мёд бы пить. В том-то и дело, что писал он это в 2003 году. И за три года ничего не сделано. Какой вывод? У меня - противоположный Вашему. Раз ничего не сделано, тем более надо скорее подвигать минобраз вводить ОПК. Ну кто ж просто так откроет в пед. университетах курсы преподователей ОПК, если Фурсенко и иже с ним стоят стеной? Сначала нужно волевое решение по введению ОПК, и только потом механизм заработает. Ниже я напишу об этом Раде подробнее.

"При неумелом обращении с Православием "срезаются" обертоны и остается какая-то неинтересная, безжизненная императивная прямолинейность. …Больно бывает слышать и великую музыку, исковерканную неумелым исполнителем…" Вы это серьезно? Да при таком подходе никогда у нас ничего не будет. Где нам взять Рихтеров от ОПК? Да нигде. Настоящих талантов везде мало, в любой области. ОПК - это не художественная студия, а обыкновенный школьный предмет, поставленный на поток. Все общеобразовательные школьные предметы - это конвеер, увы, такова реальность. И вот из этого, изначально заниженного, критерия нужно исходить, соответственно составлять программы ОПК, чтобы никто из учителей не имел возможности "срезать обертоны". То есть должна быть задана нижняя планка. Ну а далее - Бог в помочь, кто поталантливей, пусть сделает из этого предмета большее.

Мы тут с вами собрались на Форуме одни художники :-) Кто по слловесности, кто по музыке, даже АН в каком-то посте шутливо сказала про себя: "Бедного художника каждый может обидеть". В обычных школах я бываю, знаком с разными учителями - там особых художеств что-то не видел. Школа - рутинная работа, этакая соковыжималка. Такой была, такой и будет. А в учителей наших я верю. Им бы только дать программу потолковее и оберечь от излишнего рвения, чтобы ОПК не превратили в богословскую проповедь. Это не должна быть ни симфония, ни икона, а минимум знаний о православной культуре. Остальное же приложится. Только так реально решить эту проблему. И про "горячечность" - это Вы напрасно, я-то вроде стараюсь практически смотреть.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Собеседник


ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.06 16:58. Заголовок: Ответ Раде


Рада 1 пишет:

 цитата:
Ваше:
1. Урок в школе ОПК - это единственный путь рассказать правду неправославным детям. Только таким серьёзным урочным способом можно чужим детям привить интерес к православной культуре.
2. Дидактический материал при сером педагоге - может сделать чудо и заставит ребёнка слушать и, главное, понимать многовековую чужую для него культуру, забыв о том, что делается в неверующей семье школьника или говорилось на предыдущем уроке нашей историчкой.
3. Фурсенко - враг, потому что не хочет открыть такой лёгкий путь прийти в школу целой православной культуре.


1. Неправославным - да. Другой альтернативы нет. Да и православным тоже, потому что школа - это и вправду серьезно, там ребенок проводит все светлое время суток. Московская Патриархия за 10 лет убедилась в этом, поэтому так настойчиво пробивает ОПК. Какие бы свои секции и кружки мы ни открывали (что не отменяется), новые поколения русских воспитываются именно в школе.

2. "Чудо" - это Ваше слово. Хоть какое-то зерно упадет в детскую душу - уже хорошо. А вообще, я Вас не понимаю... Пишите: "...забыв о том, что делается в неверующей семье школьника или говорилось на предыдущем уроке нашей историчкой". Ну, и дальше что? Отказаться от ОПК, потому что в семье школьник слышит не то, что на уроке, и потому что другой учитель говорит другое? Что ж, давайте дождемся, когда все семьи станут верующими, а преподаватели химии и биологии воцерковятся, и только потом станем вводить ОПК. Но без самого-то ОПК, какой-то подвижки в школе, это благословенное время никогда не наступит. Чего нам гадать, первее курица или яицо, надо начинать все это делать в школе. Поначалу могут возникнуть проблемы, вопросы - но это будет уже жизнь, а не нынешнее болото. Возникнут проблемы - будем решать, а иначе вообще ничего не будет.

3. А без "врага" в Вашей схеме никак не обойтись? Я вроде нигде Фурсенко врагом не называл. Что ж, объясню подробнее, иначе мы так и не поймем друг друга.

Насколько я понял министра Фурсенко (имел счастие посмотреть ему в лицо), он просто придерживается неких абстрактных "общечеловеческих ценностей" и ни под каким видом (факультативно или нет) по доброй своей воле не пустит в школу то, что не укладывается в эти его "универсальные" (на самом деле заскорузло узкие) рамки. Иногда он просто пугает своим пустым схематизмом - что в свое время высмеял Шойгу (может, видели - как-то по "Времени" показывали заседание правительства). Если будут хорошие учебники и целая рать подготовленных педагогов по ОПК, он все равно их в школу не пустит, о чем однозначно заявил. Этот его подход - индивидуален. Другой министр - Соколов - к ОПК иначе относится и понимает необходимость православной культуры хотя бы в силу того, что сам министр культуры. Соколов приветствовал ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ введение ОПК при наличие хороших учебников и подготовленных учителей.

Фурсенко должен уйти. Пусть возвращается на прежнее место работы и занимается своей наукой. А Министерство науки и образования нужно обратно разделить, чтобы "наука" была отдельно, "образование" отдельно. Или хотя бы школьное образование выделить, а высшую школу оставить в "науке". Потому что школа - это дети до 17 лет, и там должно быть, помимо научного образования, на котором настаивает Фурсенко (вспомните его идею-фикс с Историей религий), еще и вос-пи-та-ни-е. Вот такая системная проблема с личностным оттенком, поскольку министр Фурсенко ничего этого понимать не-хо-чет. И об эту стену сейчас все нормальные люди бьются лбом. Приходится бороться с министром, чтобы что-то сделать. Ну, а враг народа... Какой он враг? Просто человек не на своем месте.

Теперь, что нас разделяет и объединяет :-)

Вы, наверное, действительно несколько эмоциональны. Ну, а я, может быть, излишне прагматичен. В остальном же мыслим одинаково и желаем одного и того же.

Моя "излишняя прагматичность" заключается в следующем: уж лучше что-то, чем ничего. А ваша эмоциональность: уж лучше вообще ничего, чем что-то не совсем то.

Из чего я исхожу?

1) Ситуация в школе настолько аховая (я приводил пример с сатанинским школьным бестселлером), что откладывать с ОПК нельзя.

2) Проблема с учебниками и учителями искупится уже тем фактом, что в обычной общеобразовательной школе появится "площадка", на которой будут обсуждаться духовные вопросы. Это уже гигантский прорыв.

3) Чтобы уменьшить риск профанации христианского вероучения, ОПК не должны "учить вере". Акцент - на жития святых (только очень тупой учитель не сможет интересно их пересказать детям), на историю России в необычном духовном разрезе. Рассказывать о подвигах - разве сложно? Для любого ученика после химии и зубрежки английского этот предмет будет интересным. Вообще в методичках должен быть добротный, изначально "выигрышный" (интересный) материал, говорящий сам за себя. В том числе видео, аудио. Сам материал должен воспитывать и учеников, и учителей.

4) Я верю в детей и учителей. Здесь, может быть, мое слабое место. Но перед моими глазами живой пример одной классной руководительницы, церковной неофитки, которая очень неуклюже "прививает" своим ученикам православие. Подчеркну: очень неуклюже (умолчу о подробностях, а вообще она достойный человек), так что в классе передразнивают ее. Между тем, ее класс самый добрый среди параллельных, в нем меньше дерутся, курят и т.д. И сорванцы любят ее больше, чем других умных школьных теть. А ведь к выдающимся православным педагогам ее не причислишь. Просто жизнь такая штука: дай хоть чуть-чуть добра, и возвращается сторицей. Это практические наблюдения. Мои. Никому их не навязываю.

5) Под лежачий камень вода не течет. Появятся ОПК в школах - появится и РЕАЛЬНАЯ потребность в хороших кадрах, и вот тогда только зашевелятся, начнут открывать отделения в пединститутах, интеллигенция подключится и т.д. А просто так на ровном месте ничего не возникает. Пусть будет даже скандал, даже такое допускаю: ОПК разрешили, начался учебный год, а учителя нет. Ничего, утрясется. Вон в некоторых школах по месяцу английский не преподают, учителка ушла в декрет, а заменить некем. Школа же не проваливается сквозь землю? Главное сдвинуть эту махину с места, а там уж придется пошевелиться... Это как с храмами. Строят их - и появляются прихожане. Не замечали? Я 15 лет этому удивляюсь.

Вот вкратце, что хотел сказать. Проще говоря, я за то, чтобы не преувеличивать духовную ранимость ОПК. Этот предмет нужно водить в школы сейчас, не откладывая, с минимальным набором учебных компонентов и программой "на вырост". То есть методическое пособие должно содержать сравнительно неглубокий материал для преподавания "сейчас" и обширную декларативную программу "на потом" - для ориентации учителя. Через год-другой появится реальный практический опыт преподавания в обычных общеобразовательных школах, и только тогда напишутся хорошие учебники и станет ясно, как готовить педагогов. Сейчас главное "застолбить площадку" в школах, на которой все это будет возрастать. А Фурсенко - в отставку :-)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 24.10.06 20:20. Заголовок: Re:


Михаил пишет: "Акцент - на жития святых (только очень тупой учитель не сможет интересно их пересказать детям), на историю России в необычном духовном разрезе. Рассказывать о подвигах - разве сложно?"
Вот что было когда-то помещено на одном из сайтов:
"Протоиерей Георгий Митрофанов: Этот момент (восприятие житий современными людьми и детьми в том числе), я как член Синодальной комиссии по канонизации святых и автор нескольких житий, хотел бы прокомментировать. Речь идет, конечно, о традиционных житиях, восходящих к святому Дмитрию Ростовскому. Для своего времени его жития были значительным новаторством. Для нашего времени нужна адаптация агиографической литературы. Это живая проблема нашей комиссии. Мы до сих пор не нашли единого канона, единого стиля для составления житий современных святых - новомученников двадцатого века. … Это серьезная проблема … многие христиане в двадцатом веке во время гонений надламывались в НКВД на следствии, оттого что были воспитаны на житиях святого Дмитрия Ростовского. Читая с детства эти жития, им казалось, что их ожидает нечто подобное. Если богоборцы их схватят, у них найдутся силы, чтобы претерпеть те страшные истязания, которые были описаны в житиях. Их узы будут сопровождаться чудесами. Ничего подобного не происходило, это мы констатируем, проработав огромное количество архивных материалов…Мне кажется, что сейчас в агиографической литературе нужно искать какие-то новые формы, они ищутся - и уже есть наиболее удачные опыты житий (жития игумена Дамаскина (Орловского) - другого члена комиссии). Это жития новомученников, и в них есть некий новый взгляд на святость. Я думаю, что это более плодотворно для современных детей…" Может, не стоит делать сейчас акцент на жития в их традиционном варианте?.. Извините, я не придираюсь к словам, я просто ищу выходы ))


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Собеседница


ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.06 10:13. Заголовок: Re:


Ваше, Михаил: Михаил пишет:

 цитата:
Другой альтернативы нет...Но без самого-то ОПК, какой-то подвижки в школе, это благословенное время никогда не наступит..


1.Моё: Да почему вы не признаёте никакой другой альтернативы в той же школе, Михаил? Вот учитель Виринея, которая проводит вместе с нашими детьми всё светлое время суток, говорит о реальной альтернативе в школе, а вы , журналист, бывая только на родительских собраниях, категорично ей кричите НЕТ, да ещё прикрываете свою одержимость ОПК авторитетом Московской патриархии! Более всего меня пугает не ОПК, а одержимость этим ОПК многих далёких от реальной школы православных...

2.Ваше: Михаил пишет:

 цитата:
Если будут хорошие учебники и целая рать подготовленных педагогов по ОПК, он (Фурсенко) все равно их в школу не пустит, о чем однозначно заявил.



Моё: Одержимость ОПК опасна тем, что сужает проблему, зацикливает на деталях, в частности, на Фурсенко...Вы же сами приводили здесь примеры того, что во многих школах уже введены курсы ОПК, и в Сыктывкаре скоро эти курсы будут читать в школах, несмотря на Фурсенко... будет то, что угодно Господу. Если есть хороший учитель, то будет курс ОПК, если нет, то Виринея и ваша замечательная классная руководительница будут на своих уроках прививать православную культуру, то есть то, о чём мы вам с Виринеей и говорим, Михаил. Мне не нравится перевод проблемы ОПК только на правительственный уровень в некоторых православных изданиях. Отставка Фурсенко не решит проблемы ОПК.

3. Михаил пишет:

 цитата:
чтобы ОПК не превратили в богословскую проповедь. Это не должна быть ни симфония, ни икона, а минимум знаний о православной культуре.



Простите, Михаил, но культура - это не минимум знаний о чудесах и явлениях, это уже что-то оккультное, и если мы не проповедуем Христа, то зачем нам вобще в школе занимать место в расписании?

4.Михаил пишет:
[quote]Сейчас главное "застолбить площадку" в школах, на которой все это будет возрастать.[/quo

Что возрастать-то? Отсутствие ваших любимых учебных материалов (до сих пор нет хорошего учебника ОПК), преподавание учителями ОПК, которым не хватает учебной нагрузки и лишних денег в школе (не надейтесь, что учителей не будет, они будут и будут всякие...это не английский, который требует особой подготовки).

5. Почему вы не видите альтернативы в становлении всей православной педагогики, которой одержимость ОПК сейчас может очень здорово повредить. Потому что культура она ведь не в знаниях, а в общении...ОБЩЕНИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ЛЮДЕЙ С ДЕТЬМИ. Почему вы решили, что такое общение может быть только в выделенное время в выделенный урок?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.06 13:39. Заголовок: Re:


Поддерживаю Раду 1. Дело даже не в "посредственных" педагогах, которым нужно нести православную культуру. Нужно честно спросить себя: а что я, как православный родитель и учитель могу сделать не только для своего ребенка, но и для его одноклассников, например. Что-то мне в последнее время стал часто попадаться материал, как говориться, "в тему". Вот и вчера случайно открыла книгу "Как защитить вашего ребенка?", изданную Даниловским благовестником в 2002 году. Вот что пишет завуч одного лицея г.Москвы:
"Могут ли родители помочь педагогам самой обычной школы воспитывать детей в духе христианской нравственности, на которой строится вся русская культура? Смею на собственном опыте утверждать, что да. … Когда я узнала, что в школе, куда перешел мой ребенок не хватает специалистов по работе с детьми, я обратилась к настоятелю близлежащего храма, и мы в приходе нашли людей, готовых ради любви к детям и к Отечеству дважды в неделю приходить, чтобы работать с детьми. Затем обратились в Московскую Духовную Академию с предложением вести третьекурсникам уроки москвоедения в нашей школе. Таким образом, мы привели в школу пятерых молодых людей - выдержанных, умных, интеллигентных - и это задало тон православной работе в нашей школе, двое студентов стали вести в начальной школе факультатив "Основы духовной культуры".
Когда подходит к концу 1-я четверть и начинаются родительские собрания, надо не дремать, входить в родительские комитеты, составляя программу конкретных мероприятий, сказать классному руководителю: " я готов заниматься культурно-воспитательной работой в классе". Именно так мы и поступили. Повели детей в православный театр… Таким образом, вы можете стать правой рукой классного руководителя: перед праздниками, в преддверии конкурсов помочь выучить фольклорные стихи, песни про Родину. Не надо бояться - все это очень просто. Как провести Рождество в светской школе? Я обошла всех учителей с конкретными предложениями - на уроке литературы прочитать таких-то поэтов и подобрала для этого материалы. Если приходишь к учителям физики и химии, к примеру, с материалом на тему - ученые о сотворении мира - конечно, никто не будет против…"
Немного из своего личного опыта. Я преподаю в Детской художественной школе. Туда дети приходят обязательно три раза в неделю, в первую или во вторую учебную смены. Так вот, несколько православных педагогов решили организовать кукольный театр и поставить сцены Рождества (вертеп), сказки с христианским подтекстом, "Хроники Нарнии". Учителя, дети, родители сообща приложили силы. Играют дети, состав постоянно меняется, но на репетиции приходят стабильно - им нравится. Мы уже несколько лет показываем гостям, Воскресной школе, детям из детских садов и школ спектакль про Рождество Христово. Батюшка на Рождество вручил участникам подарки - так дети пообщались со священником. В ноябре на открытии филиала нашей школы этот спектакль запланирован для мэра и его гостей… А начиналось все с инициативы православных педагогов.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Собеседник


ссылка на сообщение  Отправлено: 25.10.06 19:09. Заголовок: Re:


Рада 1 пишет:

 цитата:
Да почему вы не признаёте никакой другой альтернативы в той же школе, Михаил? Вот учитель Виринея, которая проводит вместе с нашими детьми всё светлое время суток, говорит о реальной альтернативе в школе... да ещё прикрываете свою одержимость ОПК авторитетом Московской патриархии!

Виринея - не преподаватель общеобразовательной школы, и, как понимаю, занятие с детьми проводит не в "светлое время суток", а после обычных уроков. Художественные школы с "историей искусств", где талантливый учитель рассказывает талантливым детям об отличии катролической Мадонны от православной Богородицы, есть в Североморске, есть у Вас в Воркуте. Но в большинстве русских городков и сёл их нет. "Одержимость" Вы, наверное, узрели в том, что я часто повторяю одно и то же. Видимо и вправду странное впечатление: АН все сказал, теперь Вам по третьему кругу отвечаю на те же вопросы... Больше не буду, читайте посты выше. Патриархией я не "прикрываюсь" - что за асбурд? Вы несколько выпали из реальности. Если не в курсе дела, почитайте документы МП по образованию, пообщайтесь со священником из отдела образования епархии. Я пишу и говорю о том, что знаю и должен знать по своей работе. 10 лет подряд езжу в Москву на Рождественские образовательные чтения, и слышу, что говорит Святейший Патриарх с кафедры, владыки, учителя, съехавшиеся со всей страны. Каждый год говорят одно и то же - почему власти не разрешают ОПК в обычных школах. И каждый год министр образования с кафедры несет какую-то чушь. Грубо говоря, это уже достало... И Патриархия, и профессора, и рядовые учителя (у кого брал интервью на Чтениях) ОДНОЗНАЧНО считают введение ОПК первейшей задачей в образовании. Почему? См. выше, повторяться не буду. Митрополит Кирилл, когда был в Сыктывкаре, конкретно говорил, что ОПК первейшая задача, и про то, что "кружки" не решат проблемы, и что главный сейчас момент напряжения между МП и правительством - вот эти самое ОПК. Понимаете, Рада, всем этим я занимаюсь 10 лет профессионально и, наверное, знаю, о чем говорю?

 цитата:
Мне не нравится перевод проблемы ОПК только на правительственный уровень в некоторых православных изданиях. Отставка Фурсенко не решит проблемы ОПК... Одержимость ОПК опасна тем, что сужает проблему, зацикливает на деталях, в частности, на Фурсенко... Вы же сами приводили здесь примеры того, что во многих школах уже введены курсы ОПК

Мне тоже не нравится "перевод на правительственный уровень", и всем-всем это не нравится. Уже 10 лет не нравится. Правительство ни под каким видом не пускает православие в школы, даже в европейском варианте (Греция, Польша, Финляндия), и есть конкретные люди, "детали" в этом деле... Если вам эта тема кажется слишком "зауженной", откройте на форуме другую тему. А здесь вроде ОПК обсуждается?

Пишите: "Вы же сами приводили здесь примеры того, что во многих школах уже введены курсы ОПК". В каких "многих" школах? Патриархия "продавила"-таки закон в Думе о "региональном компоненте", в нескольких регионах власти пошли на введние ОПК. Но это пока капля в море. В Свердловской области, например, местный "министр образования" (подчиненный Фурсенко) заверил, что никаких "православных культур" в его регионе не будет. Против ОПК по всей стране СМИ подняли кампанию, формируя отрицательное общественное мнение, интеллигенты, "сочувствующие" и даже православные рассуждают о "вреде ОПК", об обертонах в музыке, никто из общественности местные власти не подталкивает - и все остается как есть.
Виринея пишет:

 цитата:
Нужно честно спросить себя: а что я, как православный родитель и учитель могу сделать не только для своего ребенка, но и для его одноклассников, например.

Хорошие, правильные вещи Вы пишите. Каждый что-то должен делать на своем месте. Но и помогать конкретному общему делу. Если наша Церковь добьется своего и ОПК пустят в школы, для многих и многих (а не только преподавателей художек) также откроется возможность для серьезной деятельности. У нас у всех какая-то партизанская психология, оставшаяся от советских времен, - вот я там что-то сделаю, немножко, зато это я сделал. Это все понятно, и такие вещи не обсуждаются - спасись сам и спасутся вокруг. Но Церковь (почитайте послания Патриарха) говорит, что в современной обстановке этого недостаточно, общество катится в пропасть, нужны кардинальные шаги... Да что я тут буду вам проповедовать? Читайте сами.

Пафос мне ваш понятен, и опасения тоже: вот, мол, чтобы самим не заниматься кропотливой работой хоть с небольшой группкой детей, перекладывают все на школы с ее казенщиной. Никто не перекладывает, с появлением ОПК работы еще добавится, ведь сами же пишите, сколько в них проблем. И когда священноначалие МП говорит о том, что переломить ситуацию в нравственном падении народа (пьянство, разврат и пр.) можно только придя в общеобразовательную школу - с ее массовостью, материальной базой, удобным временем для преподавания - то речь идет о большой РАБОТЕ. А личный наш вклад - это другая тема, не надо морализаторствовать, сваливая все в одну кучу.

Я, например, мог бы похвалиться, как "бэзвозмэздно" :) приходил в класс своего сына, читал им лекции о журналистике и попутно - о честности, о современных искушениях, о добре. Это было в рамках доп. образования. Само это "доп" - такая капля, а мои лекции - такой атом по сравнению с постоянными предметами, что включены в школьную сетку. Это несравнимо. О чем и речь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Собеседница


ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.06 08:56. Заголовок: Re:


Конечно, Михаил, Вы, который 10 лет этим занимается профессионально на Рождественских чтениях, совсем зря тут с нами, глупыми, возитесь, пытаясь что-то объяснить...о том светлом будущем, которое наступит после введения ОПК. :))))

Единственное, что скажу в наше оправдание, мы не совсем гнилая интеллигенция, которая против ОПК, мы пытаемся говорить о системном подходе к решению проблемы, в частности, о развитии ВСЕЙ православной педагогики, например, о том, что в деревнях и сёлах пока нет даже профессиональных учителей рисования, но есть уже сейчас все возможности "для серьёзной деятельности" тех, кто готов делать большую работу без свершения революций и свержения ненавистных министров:))

По-моему, я неоднократно говорила, что живу в Сыктывкаре, в Воркуте раньше часто бывала по делам, там живёт моя хорошая знакомая, с которой мы очень давно знакомы, но её имя Радмила. Она намного добрее и мягче меня. Нас сложно спутать, Михаил:))))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Собеседник


ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.06 14:10. Заголовок: Re:


Радмилу Вы реабилитировали :) Конечно, можно поговорить и теоретически, о том, о сем, если надоело о конкретном. Не думайте, что я фанат ОПК, столько об этом уже написано, что одно упоминание вызывает тоску. Такое же чувство безысходности и несправедливости еще недавно вызывала другая аббревиатура - РАПС. Столько мы про это писали... А на днях по телеку увидел "журналистское расследование" Мамонтова, в котором всё слово в слово, что было 10 лет в нашей и в других православных газетах и о чем с "одержимостью" вещал Центр Жизни: о негативных последствиях "планирования семьи", о фашиствующей основательнице этой организации, о "людях влияния", купленных из-за границы, о взятке чиновникам минообраза для продвижения "полового воспитания" в школы. Правда, фамилий конкретных исполнителей (зам. пред. госдумы Лаховой, например) сей смелый журналист не назвал. Ну да ладно, а то бы пришлось ему судиться... Также лет через 10 никто не вспомнит и о Фурсенко, когда новый Мамонтов начнет "журналистское расследование" о том, почему православную культуру не пускали в школу.

Дело, конечно, не в фамилиях, а в том, кто за ними стоит. Образование у нас отдано "бостонским мальчикам", оставшимся еще от времен Ельцина. Если они уйдут, нормальным людям будет легче работать. Это все неприятная, неэстетичная и недуховная конкретика, которой, Вы правы, заниматься противно - как копаться в РАПСе.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 101 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия